ru en

"Морской" алюминий

14.11.2019

Повышение быстроходности и устойчивости к коррозии в судостроении требует замены стальных конструкций более легкими и прочными алюминиевыми сплавами. Алюминий в судостроении – выбор компаний, ориентированных на применение новых инновационных технологий и снижение производственных затрат.

Необходимость снижения веса различных кораблей вызвана возможным увеличением загрузки и снижения расхода топлива. Это заставляет судостроительные компании обратиться к алюминиевым сплавам из-за их потенциала для снижения веса судовых конструкций до 50% по сравнению с низкоуглеродистыми сталями.

Морской алюминий — термин, обозначающий группу алюминиевого проката, который может использоваться для строительства морских судов. Алюминий в судостроении в виде алюминиево-магниевых сплавов получил широкое распространение. Часто носит различные имена: морской алюминий, корабельный алюминий, судовой алюминий, лодочный алюминий. Все эти названия связаны с отличной коррозийной стойкостью алюминиево-магниевых сплавов (содержание магния от 3 до 6 %) как в пресной воде, так и морской воде.

Безусловным важным качеством судового алюминия является хорошая свариваемость и хорошие механические свойства. Но надо четко понимать назначение и условия работы изделия и разделять применение материала. Так для пресной речной или озерной воды подойдут листы из сплава АМг3 или по европейскому стандарту - листы 5754. Для малосоленой воды, например в условиях Балтики, лучше применять листы из сплав АМг5 или из европейского аналога листы 5083 (сплав алюминия и магния), которые используют для пластин, и алюминиевые листы 6082 (сплав алюминия, магния и кремния). Эти сплавы отлично зарекомендовали себя в работе. Они имеют высокую прочность и устойчивы к коррозии. Но важно помнить, что вместе с повышением процента содержания магния повышается прочность, но снижается эластичность и повышается стоимость материала!

Главные преимущества использования алюминия и сплавов на его основе для судостроительной отрасли:

  • снижение общей массы судов на 50%;
  • увеличение грузоподъемности без изменения мощности двигателя и увеличения затрат ДТ;
  • усовершенствование тактических и технических характеристик – скорость, угол поворота, маневренность, стойкость к отрицательному воздействию низких температур;
  • повышение устойчивости к коррозии корпуса судов, палубных надстроек и судового оборудования.

Советская промышленность с успехом использовала все достоинства алюминия в судостроении. Суда производства СССР из алюминиевых сплавов на крыльях и воздушной подушке на равных конкурировали с ведущими зарубежными компаниями Австралии, Канады и Норвегии. Единственное, в чем проигрывали тогда наши катера и лодки конкурентам – качество финишной отделки и сварного шва.
Современные технологии сварки и шлифовки позволяют российским производителям забыть о недостатках и возобновить выпуск легких, современных, маневренных и прочных судов речного и морского флота России.
Подводя итог вышесказанному, можно уверенно сказать, что будущее алюминия в судостроительной промышленности очень перспективно.